Как вернуться к нормальной жизни после отбывания наказания? Есть ли возможность трудоустроиться у тех, кто запятнал биографию пребыванием в местах не столь отдаленных? Такие вопросы прозвучали на встрече, которую провели члены наблюдательной комиссии Мингорисполкома во главе с заместителем председателя Артемом Цураном с заключенными СИЗО № 1, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Эта общественная организация осуществляет контроль за порядком и условиями содержания в учреждениях исполнения наказаний. 27 сентября комиссия посетила следственный изолятор, более известный в народе как Володарка.
– У нас содержится 900 подследственных и осужденных. Из них примерно 60 % – это те, кто дожидается приговора, и 40 % отбывают наказание, – рассказывает заместитель начальника учреждения по исправительному процессу Алеся Горбель. – Здесь находятся мужчины, женщины и трое несовершеннолетних.
Несмотря на то, что подростки отбывают наказание, к одному из них, пока еще школьнику, приходят учителя. Два других – бывшие учащиеся колледжей.
– Сюда они, как правило, попадают за распространение наркотиков. Третья и четвертая части статьи 328 УК предусматривают для них наказание от 8 лет, – отмечает А. Горбель.
А вот и первый обратившийся с вопросом осужденный. Александру 46 лет. Он минчанин, получил высшее образование экономиста, есть дополнительное образование MBA. Это бизнес-образование для менеджеров среднего и высшего звена. В прошлом работал финансовым, а после – коммерческим директором в частной компании. Отбывает наказание за дачу взятки в крупном размере.
Александр считает крайне полезными встречи с представителями фонда соцзащиты, которые приходят в СИЗО и информируют осужденных о том, как можно трудоустроиться, с какими вопросами обращаться и куда. И тем не менее у него вопрос личного характера.
– В первую очередь переживаю за свое трудоустройство, как смогу влиться в прежнюю жизнь, смогу ли найти место по специальности, – взволнованно говорит мужчина.
У него на руках есть подтверждение – гарантийные письма с предыдущего места работы. В них сказано, что возможность трудоустроиться есть.
– Но, к сожалению, информация, которая до меня доходит, не совсем благоприятная, – рассуждает бывший топ-менеджер, – Наступили достаточно непростые времена для предприятия, где я ранее трудился. Поэтому не исключено, что, попав за эти стены, к сожалению, могу обнаружить, что в моих услугах, может, никто и не нуждается… Я общался с бывшими коллегами, они рассказывали, что были перекрыты поставки импортных комплектующих, поэтому есть проблемы со сборкой продукции. Они пытаются искать аналоги в Турции и Китае, ведут переговоры. Надеюсь, что в ноябре у меня будет следующая комиссия по досрочному освобождению, которая позволит усилить команду моего предприятия. Планы грандиозные, но тем не менее вопросы остаются…
Ограничений по занимаемой должности у Александра нет, не назначал суд штрафов и дополнительных финансовых обязательств.
– Самое важное – это решение комиссии, – обращает внимание А. Цуран. – Такой опыт достаточно востребован, и не только в частном сегменте, но и в государственном. Не понаслышке зная проблемы, с которыми сталкиваются на МАЗе, МТЗ, «Белкоммунмаше», скажу, что там нужны специалисты подобного профиля. Сегодня, несмотря на санкции, МАЗ и МТЗ наращивают объемы производства, занимают ниши на рынках, освободившиеся после закрытия предприятий Украины. Работа в городе есть, ее достаточно.
А. Цуран отметил, что после объявления результатов комиссии УДО Александру будет представлен перечень вакансий для трудоустройства. Обратиться по каждой из них можно будет впоследствии в отделе по трудоустройству, который находится на ул. Берестянской, 20.
– Настоятельно рекомендую начать оттуда. Да, есть свое предприятие, есть договоренности, связи, но всякое в жизни бывает, – советует зампред Мингорисполкома. – Ну а если ваш коллектив ждет и все будет более-менее понятно, что уж тут обсуждать.
Еще один заявитель – 35-летний Андрей, который отбывает наказание за получение взятки. Он бывший сотрудник государственного ведомства. В ближайшее время ему могут облегчить содержание и отправить из Володарки в исправительное учреждение открытого типа. Вопрос у заключенного похожий:
– Востребованы ли мы, ранее судимые, на рынке труда? На что можем рассчитывать?
– Вопрос общий, но я попытаюсь конкретизировать. Люди, находящиеся в исправительных учреждениях открытого типа, активно работают. Наниматель крайне заинтересован в этой рабочей силе, – отмечает А. Цуран. – Мы видели, что в исправительных учреждениях Минска фактически у предприятия выстроена очередь с желанием заполучить сотрудника. И это на самом деле так. У осужденных есть возможность выбрать оплату, которую предлагает наниматель, условия труда и т. д.
– Из 24 тысяч вакансий в Минске почти 70 % – рабочие профессии, – уточняет председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.
По словам А. Цурана, проблемы найти работу сейчас нет. Конечно, придется пройти медкомиссию, выбрать профиль и специализацию. У людей, у которых вообще нет специальности и профессии, этот вопрос серьезным образом решается на уровне города.
– У нас в центре занятости на ул. Берестянской организовываются курсы для получения профессии с обязательным трудоустройством. Другими словами, наниматель гарантирует прием на работу. Это специальности, на которые есть конкретный запрос у предприятия. Например, очень нуждаются в работниках транспортники – нужны водители троллейбуса и автобуса, есть вакансии и на промышленных предприятиях. Мы организовывали несколько ярмарок вакансий на заводах: «Атланте», МАЗе, МТЗ. Там кадровики рассказывают, где востребованы рабочие руки, и приглашают трудоустроиться хоть завтра. Все варианты можно рассматривать, но все зависит от желания человека, – подчеркивает А. Цуран.